
Иммунная защита организма от вирусов сводится к циркулирующим антителам и В-клеткам памяти. В отличие от циркулирующих антител, пик которых наступает вскоре после вакцинации или заражения, и исчезает через несколько месяцев, В-клетки памяти могут оставаться в организме, предотвращая тяжелое заболевание в течение нескольких лет и десятилетий, в зависимости от конкретного возбудителя. Со временем они развиваются, учась последовательно вырабатывать более мощные «антитела памяти», которые лучше нейтрализуют вирус и оттачивают свою способность адаптироваться к его вариантам.
Вакцинация производит большее количество циркулирующих антител, чем естественная инфекция. Но не все В-клетки памяти созданы равными. В то время как вакцинация порождает В-клетки памяти, которые развиваются в течение нескольких недель, естественная инфекция порождает В-клетки памяти, которые продолжают развиваться в течение нескольких месяцев, и производить мощные антитела, которые способны уничтожать различные вирусные модификации.
Когда какой-то вирус попадает в организм, макрофаги поглощают его, разбирают на отдельные белки и фрагменты белков, которые предъявляют в качестве ориентировки на преступника. Возбужденные иммунные клетки (В-клетки) немедленно производят орды циркулирующих антител, способных связываться с этими чужеродными белками и маркировать их как законную добычу макрофагов. Антитела, являющиеся солдатами иммунной системы, горят ярко, но распадаются они с разной скоростью в зависимости от вакцины или инфекции. Они могут защищать нас в течение месяцев или даже лет, но затем их количество уменьшается, что делает возможным повторное заражение.
На этот случай у иммунной системы есть запасной план: элитная группа В-клеток памяти, которые переживают циркулирующие антитела, чтобы производить так называемые антитела памяти, обеспечивающие долгосрочную защиту. Исследования показывают, что В-клетки памяти при оспе живут не менее 60 лет после вакцинации; против испанского гриппа - почти столетие. И хотя В-клетки памяти не обязательно блокируют повторное заражение, они могут предотвратить тяжелое заболевание.
Недавние исследования показали, что в течение пяти месяцев после вакцинации или выздоровления от естественной инфекции у некоторых из нас больше не остается достаточного количества циркулирующих антител, чтобы сдерживать новый коронавирус, но наши В-клетки памяти остаются бдительными. Однако до сих пор ученые не знали, можно ли ожидать, что вакцины обеспечат устойчивый ответ В-клеток памяти, наблюдаемый после естественного заражения.
Исследования показывают, что и вакцинация, и естественная инфекция вызывали одинаковое количество В-клеток памяти. В-клетки памяти быстро эволюционировали между первой и второй дозами вакцин Pfizer и Moderna, производя все более сильные антитела памяти. Но через два месяца прогресс остановился. В-клетки памяти присутствовали в большом количестве, и экспрессировали антитела, но эти антитела со временем не становились сильнее. Кроме того, хотя некоторые из этих антител были способны нейтрализовать Дельта- и другие варианты, общего улучшения их возможностей не наблюдалось. С другой стороны, у выздоравливающих пациентов В-клетки памяти продолжали развиваться и улучшаться до одного года после заражения. Более сильные и нейтрализующие антитела к памяти появлялись с каждым обновлением поколения B-клеток памяти.
Предполагается несколько потенциальных причин, по которым В-клетки памяти, продуцируемые естественной инфекцией, превзойдут те, которые продуцируются мРНК-вакцинами. Возможно, что организм иначе реагирует на вирусы, попадающие через дыхательные пути, чем на те, которые вводятся в наши плечи. Или интактный вирус воздействует на иммунную систему более широким набором антигенов, чем единственный спайковый белок, представленный вакцинами. Опять же, возможно, дело в том, что вирус сохраняется в естественном заражении в течение нескольких недель, давая организму больше времени для выработки надежной реакции. С другой стороны, вакцина выводится из организма через несколько дней после запуска желаемого иммунного ответа.
Независимо от причины, последствия очевидны. Мы можем ожидать, что В-клетки памяти претерпят ограниченные периоды эволюции в ответ на вакцины с мРНК, открытие, которое может иметь важные последствия для разработки и развертывания бустерных инъекций. Ожидается, что бустер с доступной в настоящее время вакциной мРНК будет задействовать клетки памяти для выработки циркулирующих антител, которые обладают сильной защитой против исходного вируса и несколько в меньшей степени против вариантов. Когда применять бустер, и нужен ли он вообще, зависит от того, что мы хотим повысить. Если цель состоит в предотвращении инфекции, то бустирование необходимо проводить через 6-18 месяцев в зависимости от иммунного статуса человека. Если целью является предотвращение серьезных заболеваний, потребность в бустировании может не потребоваться в течение многих лет.
Итак, преимущество в силе иммунного ответа остается за естественной инфекцией, а не вакцинацией, но преимущества более сильных В-клеток памяти не перевешивают риск инвалидности и смерти, которые при естественной инфекции определенно выше.
src