Для поддержания адекватной кислотности необходим баланс между поступлением/производством положительно заряженых ионов (главным образом, протонов) и отрицательно заряженых. Ключевую роль в поддержании здорового баланса между кислотностью и щёлочностью играют лёгкие и почки. Лёгкие выводят из организма углекислый газ, который увеличивает кислотность крови. А почки регулируют кислотно-щелочной баланс, выделяя в кровь кислоты или щёлочи и выводя ионы через мочу.
Кроме того, в этой сложной системе задействованы и некоторые другие участники. Например, при повышении концентрации в крови углекислого газа, который создаёт повышенную кислотность, увеличивается способность гемоглобина высвобождать кислород, который её снижает. Увеличение или уменьшение производства органических кислот также способно в какой-то мере стабилизировать кислотность крови.
То, в какую сторону будет склоняться кислотность тканей организма, зависит не только от функции лёгких и почек, но также от поступления кислото- и щёлочеобразующих элементов с пищей и питьём.
Щелочные пищевые источники в процессе метаболизма образуют катионы, т.е. положительно заряженные ионы натрия (Na+), калия (K+), кальция (Ca2+) и магния (Mg2+). А кислотные источники образуют анионы, т.е. отрицательно заряженные ионы, такие как фосфат (PO4–), сульфат (SO4–), хлорид (Cl–).
Продукты животного происхождения, такие как мясо, яйца и сыр, содержат много фосфора, серных аминокислот (цистеин, метионин и таурин) и катионных аминокислот (лизин и аргинин), что значительно увеличивает производство катионов. Кроме того, поваренная соль многократно усугубляет кислотную нагрузку, вызванную их потреблением.А продукты растительного происхождения, такие как зелень, овощи и, в меньшей степени, фрукты и орехи, содержат много калия, магния и кальция, что увеличивает производство анионов. Диета современного человека создаёт ощутимый и стабильный дисбаланс в сторону кислот.
По этой причине повышение кислотности организма (метаболический ацидоз) встречается в несколько раз чаще, чем повышение её щёлочности (метаболический алкалоз). Среди непищевых причин высокой кислотной нагрузки чаще всего называют психологический стресс.
Повышенная кислотная нагрузка, вызванная закисляющими продуктами питания, является существенным фактором риска рака, в том числе рака груди. В то время как защелачивающая диета, наоборот, может оказывать защитное действие.
Сравнение двух групп женщин – с наиболее кислотообразующей и наиболее щёлочеобразующей диетами показывает, что в первой из них риск ER– и TNBC подтипов рака выше, соответственно, в 1,7 и в 2,2 раза.
Кислотность крови, тканей и сред. Мера кислотности определяется показателем pH (potential hydrogen), отражающим количество протонов в растворе. Чем ниже показатель pH, тем кислотнее раствор, и наоборот. Шкала pH изменяется от 0 до 14, и является логарифмической, то есть, уменьшение значения pH на 1 единицу означает увеличение количества протонов (увеличение кислотности) в 10 раз. Нейтральным является значение pH 7. Значения выше 7 являются щелочными, а ниже 7 – кислотными.
Различные участки в организме имеют значительные различия в показателях кислотности, поскольку живой организм – не пробирка с раствором. Например, среда желудка натощак, по сравнению с другими, очень кислая, а среда двенадцатиперстной кишки – наоборот, очень щелочная. Тем не менее, сами клетки обоих органов имеют нормальную внутриклеточную кислотность. Находясь в агрессивном окружении, они пытаются защищать себя, например, слизью, однако всё равно гибнут в массовом порядке, и вынуждены обновляться каждую неделю. Как видим, кислотность клеток и кислотность окружающей их среды – это разные вещи. То же самое можно сказать про кислотность тканей и кислотность биологических жидкостей, про кислотность крови и кислотность тканей, про кислотность внутриклеточную и внеклеточную.
Здоровый показатель кислотности артериальной крови человека составляет ~7,4±0,05 по шкале pH. Т.е. он несколько сдвинут в щелочную сторону относительно нейтрального показателя pH 7,0. Слегка щелочная среда крови обеспечивает достаточное снабжение клеток кислородом и их адекватный метаболизм. Показатель кислотности венозной крови – pH 7,36, такой же показатель кислотности во внеклеточной жидкости. Показатель нормальной кислотности внутри клеток ткани чуть ниже – pH 7,1-7,3, однако он всё равно остаётся щелочным.
Поступление закисляющих или защелачивающих веществ может сдвигать показатель кислотности химической среды в ту или иную сторону. Однако кислотность крови является одним из наиболее строго поддерживаемых параметров, потому что она имеет жизненно важное значение. Клетки млекопитающих жизнеспособны в узком диапазоне кислотности крови – pH 6,8-7,8. Выход за пределы этих значений приводит к необратимым повреждениям и смерти клеток. Для стабилизации кислотности крови в организме имеется ряд механизмов.
Быстрое реагирование на угрожающий кислотно-щелочной фактор происходит за счёт присутствующих в крови химических веществ, которые называются буферы. Щелочные буферы быстро гасят внезапно возникшую избыточную кислотность, а кислотные буферы – избыточную щёлочность. Ярким примером щелочного буфера является обычная пищевая сода, которая снижает кислотность непосредственно, путём прямой химической реакции. Тем временем почки, если они не перегружены и адекватно работают, успешно удаляют кислотные продукты вместе с мочой.
У здоровых людей механизмы обеспечения гомеостаза способны поддерживать стабильный уровень ионов водорода или бикарбоната при кислотной нагрузке не выше ~1 ммоль/кг в сутки. Более высокие кислотные нагрузки, которые создаёт современая диета, приводят к некоторому повышению уровня кислот в крови, хотя и в пределах диапазона, считающегося нормальным. Это даёт основание для заявлений, что кислотная нагрузка, вызванная диетическим фактором, несущественна. Однако это не совсем верно.
Хроническое состояние повышенной кислотности крови, даже в пределах «нормальных» значений (pH 7,35-7,4), будет действовать пагубно через ряд механизмов. Высокая кислотная нагрузка способствует повреждению, болезням и снижению функций почек,
что обычно прогрессирует с возрастом.
По этой причине возможности почек удерживать адекватную стабильность кислотности крови падают. Таким образом, задача нейтрализации избыточной кислотности всё больше перекладывается на щелочные буферы.
Однако запасы буферов, растворённых в крови, ограничены. Когда они начинают исчерпываться, нейтрализующие кислотность вещества заимствуются в кровь из других источников, включая межклеточную жидкость и другие биологические жидкости, мягкие ткани, кости. Например, такие элементы, как кальций, извлекаются из костной ткани, а натрий – из печени и желудка.
Истощение запасов щелочных буферов в тканях означает, что кислотные продукты метаболизма не будут нейтрализовываться, а будут присутствовать или накапливаться в тканях, увеличивая кислотность этих тканей, и вызывая симптомы разбитости, хронической усталости, слабой мышечной и суставной боли. Длительное закисление всего организма будет способствовать кариесу, остеопорозу, болезням суставов и низкоуровнему системному воспалению.
Кислотность ткани также оказывает решающее влияние на появление и развитие опухолевых процессов. Повышение кислотности межклеточного пространства приводит к ослаблению активности большинства ферментов, снижению насыщенности кислородом, усилению гликолизного производства энергии и падению иммунитета. Кислотность также влияет на способность организма усваивать минералы и питательные вещества, наиболее распространённым примером чего является дефицит йода.
Изменение кислотности в эпителиальных тканях меняет также состав естественно присутствующей в них микрофлоры, потому что различные виды бактерий процветают при различной кислотности. Это, в свою очередь, нарушает здоровое сотрудничество хозяина и гостей, ухудшая состояние микросреды тканей. Кроме того, повышенная кислотность существенно ослабляет терапевтический эффект многих химиопрепаратов, например, доксорубицина, и наоборот.
Электролиты – это химические вещества, которые регулируют важные физиологические функции организма. Это бикарбонат, натрий, хлориды, магний, калий, кальций, фосфаты. При растворении в воде электролиты образуют положительно и отрицательно заряженные ионы (соответственно, катионы и анионы), создавая электропроводную среду. Натрий, калий, магний, кальций образуют катионы, а сульфаты, нитраты, фосфаты, фториды и хлориды - анионы.

Здоровая биологическая среда клетки зависит, в первую очередь, от кислотно-щелочного баланса, минерального баланса, окислительно-восстановительного потенциала и проводимости, что определяется концентрацией различных электролитов в тканях организма.
Адекватное соотношение внеклеточных и внутриклеточных электролитов необходимо для сохранения клеточного объёма, а также для переноса сквозь клеточную мембрану некоторых веществ.
Дисбаланс в электролитах может повлиять на работу сердца,
нервной системы и на клеточные функции. Главным образом, это касается соотношения внутриклеточных электролитов (калий, магний) к внеклеточным электролитам (натрий, кальций).
Широкомасштабное клиническое исследование 2020 года обнаружило, что у 53 % пациенток с раком груди на момент госпитализации наблюдались кислотно-щелочной дисбаланс или, как минимум, одна электролитная аномалия.
Чаще всего недостающими минералами были магний (15 % всех случаев), кальций (12 %), фосфор (12 %), калий (11 %) и натрий (8 %); а избыточным был хлор (12 %).
Пациенты, получавшие противоопухолевое лечение, были более предрасположены к кислотному и электролитному дисбалансу. Так, хирургическое вмешательство увеличивало риск этих дисбалансов в 1,8 раза, а химиотерапия – в 3 раза, усугубляя тем самым патологическое состояние пациентов. Не удивительно, что электролитные и кислотно-щелочные аномалии ассоциировались с 7-кратным повышением больничной смертности и с увеличением времени пребывания в стационаре.
Баланс щелочных элементов (калия и натрия). Рацион современного человека содержит слишком малые объёмы растительной пищи, являющейся основным источником калия. Предполагается, что рацион человека палеолитического периода обеспечивал соотношение калий:натрий примерно 5:1.
Адекватное соотношение поступления в организм калий:натрий составляет 3,5:1, и должно быть не ниже 1,5:1, в то время как современная диета имеет обратное соотношение.
ВОЗ рекомендует ограничить потребление поваренной соли 5 граммами в день,
однако при широко распространённом низком потреблении калия из овощей следование этой рекомендации неизбежно приведёт к серьёзному дисбалансу калий:натрий.
Организм человека эволюционным путём генетически настроен на потребление большого количества калия, поэтому легко теряет его с потом и мочой. С другой стороны, в современной пище слишком много натрия, поступающего с поваренной солью. И который организм старается удержать. В результате, в организме создаются условия для избытка натрия и аномального соотношения калия к натрию.
Исходя из этого, легко заметить, что рассмотренная чуть выше защелачивающая терапия с использованием бикарбоната натрия неизбежно будет вызывать дисбаланс между между калием и натрием, если натрий не будет уравновешен соответствующим количеством калия, например в виде цитрата калия. Но даже без этой терапии, рацион современного человека создаёт настолько серьёзный дисбаланс калия и натрия, что заставляет серьёзно задуматься о приёме калия в виде добавок.
Наиболее богаты калием такие пищевые источники, как банан, картофель, а также сухофрукты – инжир, курага, финик, изюм, чернослив. С этой точки зрения, свежеотжатые соки, являются более полезным питьём, чем чистая вода, которая лишь выносит калий из организма. Имеются в виду овощные соки, богатые калием, а не фруктовые соки, богатые сахаром.
Баланс щелочноземельных элементов (магния и кальция). Кальций и магний являются химическими близнецами, но в то же время биохимическими антагонистами. В то время как магний способствует текучести крови и защищает от образования тромбов, ведущих к инфарктам и инсультам, кальций наоборот, способствует сгущению крови и предотвращению кровопотерь. В то время как кальций сокращает мышцы и возбуждает нервную систему, магний содействует их расслаблению. Магний проявляет анти-апоптотические свойства, в то время как кальций – про-апоптотические.
Мыши с лёгочной карциномой Льюиса, получавшие диету с дефицитом магния, значительно замедляли рост первичной опухоли (до 70 %), и наоборот. Однако в то же самое время дефицит магния увеличивал метастатический потенциал (на 22 %).
Это свидетельствует о важности контроля за уровнем и соотношением этих элементов.
Для женщин адекватное соотношение поступления в организм кальций:магний должно составлять примерно 2,5:1. При их оптимальном соотношении, кальций успешно усваивается и мигрирует из тканей в кости, укрепляя зубы и скелет. При дефиците магния в организме, кальций покидает кости и замещает магний в тканях. Это не только ослабляет зубы и кости; кальций в виде фосфатов, оксалатов и солей других органических кислот откладывается в органах и на стенках сосудов. В результате повышается риск артроза, инсульта, инфаркта, сердечно-сосудистых заболеваний, аритмии, гипертонии, камней в почках и жёлчном пузыре. Минерализуется также опухолевая зона молочной железы, что способствует продвижению рака.
все ссылки на исследования на сайте
no subject
Date: 16 Oct 2020 20:48 (UTC)no subject
Date: 17 Oct 2020 21:08 (UTC)Нет ли здесь неточности? Ведь, насколько мне помнится, ион - это атом или группа атомов, а протон - всего лишь позитивно заряженная элементарная частица, частичка ядра этого самого атома.
Я к тому, что такое построение предложения подразумевает, что протон есть разновидностью положительно заряженых ионов. А это не так.
no subject
Date: 18 Oct 2020 04:56 (UTC)это с точки зрения физики протон - голое ядро.
есть много парадоксов в этом мире. свет - волна или частица?